пятница, 26 сентября 2008 г.

Австралийские автопоезда Road Train

Хочу представить вам интересную статью про австралийские автопоезда road train, которую нашел в журнале OFF ROAD DRIVE. Сразу скажу что статья с сокращениями, чтоб не утомлять вас описанием пейзажей и прочих деталей путешествия авторов, а пишу только по теме. Только о том зачем вы пришли на этот сайт, а именно о тяжелых грузовиках.

Демоны австралийской пустыни

….Итак, облачившись в летние шорты и встретившись с нашими друзьями-австралийцами, которые уже давно и прочно здесь обосновались, мы настроились на приключения. Искупавшись для начала в Кернсе и поныряв на Большом рифе, мы отправились в самое сердце страны, в Элис-Спрингс – город аборигенов и местной экзотики, мистического места скалы Улуру. Асфальт закончился уже к концу второго дня… Далее начался знаменитый австралийский аутбек (на русский это можно перевести как «глухомань»).
Бескрайние просторы, реденький, куцый кустарник и точеные «плиты» термитников (как памятники на кладбище….) Жара, красный песок и дрожащий воздух быстро утомили наших попутчиков, а после пары банок пива ребята совсем расслабились и задремали, но тут впереди показалось огромное оранжево-коричневое облако. Мало того, оно стремительно приближалось! Вовремя очнувшийся Вовка закричал с заднего сиденья: «Сворачивай! Быстро сворачивай на обочину! «road train»!!!» И действительно, вскоре мы сидели окутанные клубами пыли, которая просачивалась через все щели автомобиля, а мимо нас с грохотом проносилась какая-то бесконечная громадина. Так состоялось наше первое знакомство с road train.


ДОРОГИ, ДОРОГИ


Снова изнуряющая жара. И опять перед глазами лишь гладкие, как стекло, равнины, выжженные солнцем. Здесь нет городов, населенных пунктов и даже железных дорог, а главным ориентиром служат следы гигантских грузовиков. Да, именно здесь из конца в конец бескрайней пустыни ходят длиннющие road train –символ Австралиии. Те самые, весом под 150 тонн и более полсотни метров! Как и во многих странах, развитие грузового транспорта в Австралии можно охарактеризовать девизом: «Быстрее, больше, тяжелее». Но Австралия – удивительная страна, и многие вещи имеют здесь приставку «супер». Коснулось это и тяжелых грузовиков Ни в какой другой стране мира вы не найдете таких тяжелых и длинных грузовиков, совершающих регулярные рейсы по нормальным дорогам общегосударственного значения.
Автопоезда-танкеры, в которые входит 150 тон топлива и «муу-транспортеры» (Cattle train), груженные коровами, по три двухэтажных трейлера. Кстати, именно здесь, в Австралии, был зарегистрирован самый длинный в мире автопоезд с 45 трейлерами и 100 колесами. За год road train проходят от 350 до 400 тысяч километров. Сказываются такие факторы, как огромный континент и небольшая численность населения (около 20 млн.), большая часть которого проживает на восточном побережье. Любопытный момент – на континенте предусмотрены целые коридоры для перевозки грузов на дальние расстояния.
Вся территория западной Австралии, а это почти треть площади страны с населением 1,6 млн. человек (из них 1,2 млн. живет в столице округа Перт), снабжается исключительно road train. И именно на западе самая большая «плотность» дорожных поездов в стране, здесь же, кстати, можно увидеть самые длинные и самые тяжелые экземпляры. Автопоезда, состоящие из нескольких самосвалов-прицепов, перевозят полезные ископаемые из центральных территорий страны к портам и индустриальным зонам побережья. А поезда рефрижераторов снабжают людей, живущих в небольших городках, затерянных в пустыне, всем необходимым. В общем, на австралийской территории едва ли найдется регион, где не появляются road train, исключением являются юго-восток континента и остров Тасмания.
Ну вот мы и добрались до аборигенских земель… Это одно из тех мест, где все снабжение, начиная от бензина и заканчивая пуговицами и нитками, осуществляется road train. Кстати, пока в шиномонтажной мастерской этого чудо-города Элис-Спрингс нам заделывали очередной прокол в колесе, я наблюдала следующую картину. На одном из светофоров стоял road train с тремя прицепами,рядом с ним даже внедорожники и автобусы смотрелись как какое-то игрушечное недоразумение. Предвкушая, как при повороте он «сложит» стоявшие рядом и припаркованные у обочины автомобили, я подошла поближе. Но не тут-то было. Загорелся зеленый свет, и через 30–40 метров, включив поворотник, эта махина с удивительной грацией легко развернулась и покатила в обратном направлении. В общем, для меня до сих пор остается загадкой, как с такими огромными формами можно вписываться в узкий поворот и лихо сдавать задом.




ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ОБОЛОЧКА



Австралия является одной из немногих стран, где представлен весь спектр производителей грузовых автомобилей. На что похож «австралийский» грузовик? Машины пятого континента больше напоминают традиционные американские капотники. Европейцам в Австралии делать нечего. Впрочем, некоторые европейские компании не хотят мириться с участью второстепенных. В результате перевес в тяжелом классе оказывается на стороне фирм, которые в Австралии имеют свои заводы. А таких марок четыре: Volvo + Мack (эти грузовики выпускаются на одном заводе, принадлежащем шведам), Kenworth и Iveco. Вслед за ними идет Freightliner – правда, уже американской сборки. А за ними – все остальные американцы, европейцы и японцы.
Огромный хромированный бампер – первое, что бросается в глаза. От бампера к лобовому стеклу тянется огромный кенгурятник. Деталь совсем нелишняя в австралийских пустынях. Ведь зачастую грузовики сталкиваются с этими прелестными сумчатыми существами. Особенно по ночам, когда животные выходят попить воды из выбоин на дорогах. При довольно большой скорости, на которой road train движется, металлическая решетка спасает от разрушительных ударов радиатор и кабину. На тягачах также имеется и специальная мелкая решетка, которая призвана защищать стекла от попадания мелких камней. На крыше машины расположено большое количество антенн, которые связывают «водителя-отшельника» с остальным миром. Зачастую радиосвязь становится единственным другом, а иногда и проводником для дальнобойщика. Имеется и большое количество световых приборов, ведь австралийские ночи абсолютно черны и хорошее освещение просто необходимо.
Следующим местом нашей стоянки был стал небольшой мотель в аборгенской глубинке. Единственное место, где можно было переночевать достаточно цивилизованным способом. Оказалось, что здесь же частенько останавливаются на ночлег дальнобойщики… Веселая музыка, плечевые девчонки в стоптанных сапожках, усталые, но довольные мужчины, лениво потягивающие пиво с сосиской, и старый, раздолбанный дартс. Вот примерно так выглядит паб и придорожный мотель в забытой богом пустыне... Майки и бейсболки с рисунками грузовиков, визитки и предметы туалета случайно оказавшихся в этих местах путников зачастую являются единственным украшением этих кафешек в глубинке. Здесь дальнобойщики ненадолго присаживаются за стол и под раздающийся снаружи оглушительный рев двигателей наспех перекусывают. Иногда ночуют, но чаще уже через пятнадцать минут они оказываются за рулем своего автопоезда с тремя прицепами (это максимальное количество прицепов, разрешенное на дорогах общего пользования, однако в отдельных случаях прицепов может быть и четыре), чтобы, наматывая километр за километром пустынных дорог и с ходу форсируя реки, как можно скорее прибыть в пункт назначения. Один из дальнобойщиков, услышав русскую речь, заинтересовался и подсел к нашему столу. «Роберт, или просто Боб», – представился он. Оказалось, что дальние родственники Боба были родом из России. Мы разговорились...
Поездка от Виктория-Ривер-Даунз до Элис-Спрингз и обратно (протяженностью 2500 километров) занимает 42 часа. 42 часа бесконечных километров песка с несколькими кишащими крокодилами реками, 42 часа усталости, скуки и назойливого гудения мотора в ушах. За свои заслуженные три с половиной тысячи долларов в месяц Бобу приходится расплачиваться нескончаемыми монотонными дорогами и редкой возможностью насладиться семейными радостями. Многие дальнобойщики говорят, что они привыкли к такой жизни, да и вообще любят одиночество. «Единственное, о чем ты беспокоишься, – говорил наш новый приятель, – это как бы не заснуть за рулем. А если лопается одно или несколько колес, то этого даже не замечаешь». Для борьбы с усталостью в долгих и однообразных поездках большинство водителей принимают стимулирующие средства, вплоть до кокаина. «Мы соблюдаем лишь одно правило: как можно меньше спать», – говорят они. Остановки делаются только в населенных пунктах, и то буквально на несколько минут. Ровно на столько, сколько нужно, чтобы съесть тарелку сосисок с картошкой в одном из придорожных пабов.



ГДЕ У НЕГО КНОПКА?



Не хотелось упускать такую возможность, и я попросила показать, как выглядит тягач внутри. Оказалось, что все органы управления позаимствованы у европейских и американских собратьев, вот только расположены они не с левой, а с правой стороны, в Австралии левостороннее движение. По уровню комфорта австралийские тягачи заметно превосходят своих братьев-европейцев. Так, у многих австралийских грузовиков салон отделан натуральной кожей. Стекла, естественно, тонированы – они призваны оберегать водителя от палящего солнца. Пыль, которая столбом стоит, когда автомобиль движется, обязывает авто производителей устанавливать кондиционеры. Окна ведь не откроешь, а зной начинает беспокоить с раннего утра. Спальное место по ширине и по длине больше, чем у «европейцев», и удобнее. Ведь дальнобойщики проводят в кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки. Обязателен также холодильник, микроволновая печь и запасы холодной питьевой воды. Кстати, австралийские водители чаще всего меряют маршрут не в милях, а в… банках кока-колы, алкоголь здесь исключен – в Австралии действуют чрезвычайно строгие законы в этом отношении! Дорога в «восемь банок», в зависимости от степени жажды водителя, означает примерно семьсот-девятьсот километров пути. Водители проводят целые сутки за рулем в полном одиночестве, однако в наши дни они, подобно морякам в дальнем плавании, имеют возможность общаться с близкими по сотовому телефону. Эта маленькая роскошь стала неотъемлемым атрибутом их работы. Магнитола и пульт радиосвязи расположены в совмещенном блоке на передней панели. Также имеется в кабине телевизор и видеомагнитофон. А вот бортовые компьютеры и прочую автомобильную электронику австралийские дальнобойщики не любят. Ведь если что-нибудь сломается или перегорит, машина умрет и обречет человека на верную смерть среди выжженной пустыни.
Силовая «начинка» соответствующая... V-образный дизель объемом 16 литров мощностью 500–600 лошадиных сил с 20-скоростной коробкой передач со встроенными гидравлическими тормозами-замедлителями. Рама усилена, что позволяет машине передвигаться как по любому дорожному покрытию, так и по пустынному бездорожью. Тягач, многие детали которого, от колесных дисков до четырех 500-литровых топливных баков, изготовлены из алюминия, способен тянуть за собой до 500 тонн груза, три «двухэтажных» прицепа общей длиной 52 метра. В общем, это самый настоящий автодорожный поезд, крепко стоящий на всех своих 72 колесах. И когда время от времени навстречу проносится такой же автопоезд-гигант, коллеги приветствуют друг друга пронзительным гудком, а в это время колеса их машин продолжают пожирать песчаную поверхность, окутывая окружающее пространство плотной пеленой пыли. Таковы австралийские автопоезда.



ОДИНОКИЕ КОРОЛИ



В пустыне и в центральной части расположенного на севере страны округа Виктория-Ривер-Даунз, представляющего собой 12 500 квадратных километров серого песка, можно встретить лишь пару-другую колонистов, так называют здешних фермеров, которые разводят скот на скудной местной растительности, да механиков, обслуживающих проезжающие грузовики. Последних можно найти в придорожных станциях, состоящих из мастерской и огромной цистерны с горючим, оно периодически завозится сюда на автопоездах-бензовозах. Но подобные станции на дорогах встречаются нечасто, мало того, нередко можно встретить щит, предупреждающий, что следующая заправка будет не ближе чем через 1100 километров. Но водителей автопоездов это не очень огорчает. Топливные баки их тягачей вмещают до 2000 литров топлива при расходе один литр на километр. Они несутся со скоростью 120 км в час и практически не тормозят. На пути такого автопоезда лучше не попадаться. Кажется, что эти механические чудовища слепы и глухи ко всему, что их окружает. И ничто не может им помешать или остановить. Удачи тебе, Роберт или просто Боб! Чтобы кола не кончалась, а кенгуру не попадались на твоем пути.



Комментариев нет: