понедельник, 22 сентября 2008 г.

Грузовики Scania


В 2001 году грузовикам марки Scania исполнилось 100 лет. Фирма Scania была образована в 1901 г. на базе шведского филиала английской компании Humber, занимавшейся в то время производством велосипедов. И, нужно сказать, велосипеды эти были отличного качества: за прочность, надежность и устойчивость они получили прозвище «табуретки на колесах». Предприятие находилось в маленьком городе Мальмена на юге Швеции. И само название – Scania – отразило этот географический факт: оно означает принадлежность к южно-шведской области Скана. В том же 1901 г. Scania выпустила свою первую легковушку, а на следующий год – и первый грузовик. Его создатели – инженеры Антон Свенссон и Рейнгольд Торнссин долго спорили, где же разместить двигатель. Один считал, что его нужно установить спереди, другой – сзади. В итоге была найдена «золотая середина» – и в переносном, и в прямом смысле слова: 2-цилиндровый 12-сильный мотор разместили в средней части шасси, под сиденьем водителя. Машина эта могла перевозить полторы тонны груза со скоростью до 15 км/ч. В в течении следующих нескольких лет 3-3,5-тонные грузовики cтроились в ограниченном количестве.
Интересно, что в 1902 г. одновременно с первенцем Scania свой первый грузовик выпустила другая шведская фирма – предприятие Vabis в г. Седерталье, производившая до тех пор железнодорожные вагоны. В 1911 г. эти предприятия слились. Образовалась компания Scania-Vabis, которая сконцентрировала свое внимание на производстве автомобилей. В первый же год она выпустила 40 легковых машин и 23 грузовика и один автобус, что по тем временам было немало. На грузовиках стали активно применять дизельные двигатели, более экономичные, чем их бензиновые собратья. Не осталась в стороне от этого процесса и фирма Scania-Vabis. Уже в 1931 г. она приступила к выпуску машин, оснащенных 80-сильными моторами Hesselman, а в 1936 г. перешла на дизельные двигатели собственного производства. Во время Второй мировой войны в Европе было плохо с бензином, и во всех странах получили распространение газогенераторные автомобили, работавшие на... древесных чурках. Сгорая в специальной «печи» – газогенераторе при ограниченном доступе кислорода, они выделяли горючий газ, поступавший в камеру сгорания двигателя. Такие грузовики стала выпускать и Scania-Vabis. В этот период компания изменила приоритеты: основой производства стали не автобусы, а грузовые машины. Выполнялись и разные военные заказы, в частности, строились танки и БТРы. Компания успешно процветала.
В 50-е гг. была принята новая стратегия компании. Началось активное продвижение на зарубежные рынки. Выпуск грузовых автомобилей увеличивался. В 1959 г. произвели 4500 машин – втрое больше, чем в предвоенном 1940-м. В 1962 г. построили завод грузовиков и автобусов в далекой Бразилии, в г. Сан-Пауло. Два года спустя компания расширила свое присутствие и в старой доброй Европе: начался выпуск грузовиков в Голландии, в г. Цвелле. Полным ходом шло и техническое совершенствование автомобилей. Турбодизели появляются на грузовиках Scania-Vabis в 1959 г. Вскоре начинают применяться кабины, специально испытанные на прочность, что заметно повышало их безопасность в случае аварии. В 1969 г. было выпущен новый 14-литровый турбодизель DS 14, в котором воплотилась идея двигателя, работающего на низких оборотах. Это повышало долговечность и экономичность мотора, а также снижало его шумность. В том же году компания объединяется с соотечественником – фирмой Saab, производившей легковые автомобили и самолеты. Так образовался концерн Saab-Scania. С этого времени грузовые автомобили и автобусы изменили свою марку: вместо Scania-Vabis они стали называться Scania. А «брак по расчету» в дальнейшем распался, и с 1995 г. Scania снова стала самостоятельной компанией.
В 70-е годы продолжалось успешное продвижение на зарубежные рынки. В 1976 г. открылось предприятие в Аргентине, в г. Тукумас. А за ним последовали и заводы в других странах, в том числе в США, Мексике, Австралии... В следующем десятилетии компания стала лидером в производстве тяжелых грузовиков. Весь предшествующий опыт Scania сконцентрировался в грузовых автомобилях так называемой 2-й серии, выпуск которых был развернут в 1980 г. Это были машины полной массой от 16,5 до 32 т. Они оснащались двигателями объемом 8, 11, 14 л. С 1982 г. на этих турбодизелях стали устанавливать интеркулеры, т. е. систему промежуточного охлаждения воздуха наддува. Это увеличило мощность и снизило расход топлива. Кроме всего прочего, машины 2-й серии имели новую, выразительную внешность, разработанную знаменитым итальянским автомобильным «кутюрье» – стилистом Джорджо Джуджаро.
В 1987 г. появились грузовые автомобили Scania 3-й серии. Их полная масса составляла 17–32 т. На них устанавливались турбодизели рабочим объемом 9, 11 и 14 л. В следующем году на 14-литровом дизеле впервые в Европе применили систему электронного впрыска топлива – EDS. И не случайно машины этой серии были отмечены престижным званием лучшего европейского грузовика 1989 г. – «Truck of the Year&lsquote;89». Однако конструкторы не почивали на лаврах и продолжали совершенствовать автомобиль. В 1990г. на нем появляется новаторский турбокомпаундный дизель, имеющий рекордный КПД – 46 % В 1991 г. появились бескапотные и капотные модификации с улучшенной аэродинамикой (а значит, и эстетикой), и с соответствующим названием – «Streamline» («Обтекаемый»). Сниженное сопротивление воздуха уменьшило расход топлива на 4-5%.
В 1996 г. появились грузовики новой, 4-й серии, полной массой от 18 до 48 т. Внешне они отличались смелым, оригинальным дизайном от известной итальянской фирмы Bertone. Преобразилась машина и внутри. Двигатели и другие узлы и агрегаты обновились, многие функции взяли на себя электронные системы. Эти машины также были отмечены почетным званием – «Truck of the Year&lsquote;96». И также продолжали совершенствоваться. Сегодня они имеют двигатели, соответствующие экологическим нормам Euro 3, дисковые тормоза, автоматизированные системы переключения передач Opticruise и многое другое. А недавно фирма выпустила машину Griffin – недорогую и прочную модификацию, специально разработанную для эксплуатации в условиях стран СНГ.
Постовой: На каком грузовике ездите? На Кразе, тогда вам надо этот сайтик посетить, там продают запчасти КРАЗ. Огромнейший выбор запчастей, умеренные цены. Скачайте прайс и посмотрите сами.

Комментариев нет: